"Свободе — привет и почет.
Пускай бережет ее разум.
А все тирании пусть дьявол возьмет
Со всеми тиранами разом!"
Роберт Бернс
В самом сердце полуострова, на краю глубокого ущелья Фойба, примостился Пазинский замок - тысячелетний оплот империи Габсбургов на Истрии, точная модель средневекового государства, отражающая суть его устройства и мировозрения.
Замок - жилище феодала, символ его власти. Крепость, дворец, центр управления, место размещения гарнизона, слуг, а также тюрьма для непокорных. Практически до середины 18-го века города Пазина не существовало. На его месте одиноко высился замок, окруженный крестьянскими полями. Пазинские графы драли три шкуры со своих вассалов, что немудрено, ведь им приходилось не только содержать себя, вести войны, но и платить ренту Императорскому дому. В результате неоднократно вспыхивали крестьянские бунты, которые жестоко подавлялись, о чем свидетельствуют мрачный "музей пыток" расположенный в здании замка. Окрестное население прозябало, жило в нищите и постоянном страхе.
А буквально в паре десятков километров, за грядой невысоких холмов, рос, стремительно развивался и процветал блестящий Мотовун - мощнейшая цитадель Венецианской республики, символ торжества предпринимательства, технологий и экономической мощи. Город-крепость населяли свободные люди - купцы, ремесленники, мастера. Для их защиты были выстроены три мощных стены, прикрывающие город, как доспехи рыцаря. За ними в случае опасности могли укрыться и крестьяне, населяющие ближайшие села. Гарнизон крепости, набранный из добровольцев, всегда был готов отразить любое нападение.
Два мира существовали параллельно столетиями. Один развивался и процветал, другой отставал все больше, но злобно щерился на соседа, продолжая жить средневековой традицией.
Для венецианского Мотовуна его свободные граждане были главной ценностью. Поэтому, он окружал себя мощными стенами, чтобы их защищать.
Для пазинских феодалов люди были мусор. Ну перебьют их враги, ничего - жены ещё нарожают. Да и боялись местные графы своих подданных порой больше, чем внешних супостатов.
Сменялись века, империя Габсбургов очень медленно и постепенно, но все-таки превратилась в Австро-Венгрию, прошла тяжкий путь модернизации и отказа от феодальной системы. И наконец, рядом со старым замком вырос процветающий и успешный город Пазин.
Но две Цитадели и по сей день остаются вечным напоминанием потомкам, о том насколько важны ценности человеческой жизни и свободы, без которых нормальное развитие государства и общества абсолютно невозможно.
Как бы заманчиво порой не звучали имперские идеи и не влекли к себе скрепоносные корни Средневековья. В противном случае отставание на века - гарантировано.