"Бывают такие дураки, что возникают сомнения в естественном происхождении их тупости.
Они явно этому где-то дополнительно обучались."
Юрий Штамов
Продолжение, начало здесь.
Ну вот, замучил я, наверное, всеми этими подробностями...
Когда же сравнивать та начнем? Скоро!
Но пока, еще несколько деталей.
Школьная программа в хорватской школе мне откровенно понравилась. Каникул меньше, соответственно, меньше и ежедневных уроков. Соответственно, нет гонки, непосильных нагрузок, множество времени остается для повторения пройденного материала, исправления оценок, дополнительных занятий.
Очень большое внимание в Хорватии уделяется изучению иностранных языков. В Москве дочка учила только английский, здесь к нему добавились итальянский и немецкий (не говоря уже о хорватском ). Притом, 2 иностранных языка являются обязательными (английский и второй по выбору ученика), третий - по желанию. Совершенно очевидно, что знание иностранных языков в современном мире является ключевым фактором продвижения по карьерной лестнице, не говоря уже о культурном развитии личности и расширении кругозора. В общем, дело хорошее.
Очень порадовало отношение к изучению истории, но об этом я уже писал в отдельном посте.
Еще больше порадовал процесс приобщения к ценностям национальной культуры. Построен он креативно, ненавязчиво, с желанием вызвать искренний интерес у детей. Без всяких там уроков патриотизма с примесью идиотизма.
Например, перед началом учебы в 8 классе для детей была организована интереснейшая экскурсия по стране. Они побывали в Задаре, Сплите, Дубровнике, национальных парках Крка и Пакленица. У дочки появилась масса позитивных впечатлений, а историю Хорватии она смогла увидеть буквально в полевых условиях на примерах древнейших городов и культурных памятников. Такое вот получилось путешествие на машине времени.
Теперь к устройству школьной системы образования в Хорватии.
После окончания 8-го класса перед детьми встает выбор, где продолжить обучение (еще 4 года, итого 12 лет).
Есть два ключевых варианта:
1. Специализированная школа, аналог советского ПТУ. Здесь дети получают конкретные специальности: косметолог, работник туризма, повар, официант, фельдшер, бухгалтер, физиотерапевт или даже ... дизайнер. Выбор достаточно большой и зависит от запроса, который подает школам Министерство занятости. Пересматривается каждый год.
2. Гимназия общая или специализированная (языки, математика, информатика). Это заведение для одаренных и активных, тех, кто желает в будущем поступить в ВУЗ. Набор ограничен, определен конкурсный балл - совокупный итог успеваемости в "основной" школе.
Естественно, мы с дочкой выбрали вариант №2. Но... Проходной балл в ровиньскую гимназию составлял 46.
В назначенный день приходим в приемную комиссию. Подаем документы. Дама, их принимающая, смотрит оценки дочки и спокойным голосом объясняет: "У вас недобор баллов - только 44, не могу вас записать, пожалуйста, идите к директору гимназии". Внутри холодеет, проклинаю себя за то, что недостаточно уделял времени дочкиной учебе. Не помню, как оказались в большом кабинете с огромным столом. Нас принимает дама в годах, достаточно строгой наружности. Объясняю, зачем пришли, заискивающе улыбаясь и глядя в пол.
"А вы откуда?" - спрашивает директриса.
"Из России" - дружно отвечаем мы.
"Ты здесь хорватский учила?" - обращается она к дочке.
"Да". Следует диалог на тему, какая она молодец и рассказ, как в свое время директриса изучала физику в институте по советским учебникам...
"Ну конечно, мы тебя возьмем! Ты такая умница!" - заявляет она в конце. "Идите, сдавайте документы".
Только позже мы узнали, что двух девочек из дочкиного класса, коренных ровинек, отправили на дополнительный конкурс, т.к. у них был такой же балл, как и у дочки. А ее просто взяли и сразу зачислили.
Кто там спрашивал меня про отношение хорватов к русским?
Теперь дочка учится в гимназии, все очень нравится. От детских опасений нового класса и учителей не осталось и следа. Программа насыщенная и интересная, конечно, существенно труднее, чем в "основной" школе, особенно математика и физика. Ничего, тянемся. Зато к языкам добавился еще и латинский, появились психология и этика. Гимназия - это гимназия.
Ну а сравнения? Вот и добрались.
"Как там в этой Хорватии с качеством образования? Российское образование оно же лучшее в мире!"
Сравнивать, так сравнивать...
Правда, не совсем понятно с чем...
С Америкой, Англией? Те, кто планирует стать Энштейнами, Лобачевскими или на худой конец Биллами Гейцами, похоже уже все там.
Придется с Россией сравнивать. По международному рейтингу ни один российский ВУЗ в этом году не вошел в 200 лучших ВУЗов мира. Ну ладно, дочка у нас не Лобачевский...
Ок, давайте разберемся, какую нагрузку должно нести образование в современном обществе.
1. Двигатель технического прогресса, обеспечение основных потребностей государства.
Как с этим в России?
За последние 50 лет ни одного сколько нибудь существенного технического прорыва. Первая волна ученых и интеллигенции покинула страну еще при Ленине, другая была загнана в лагеря или истреблена при Сталине, третья сумела частично "свалить" на Запад при Брежневе и иже с ним, четвертая валит туда же при Путине очертя голову и никакими Сколково их обратно не заманишь. Многих из нас обучали ученики Лысенко и Мичурина. Те самые, которые послушно голосовали за признание генетики вражеской диверсией, а кибернетики лженаукой.
За все "чудные" годы развития великой советской науки в стране так и не научились делать телевизоры, стиральные машины, холодильники, автомобили... Сотовые телефоны и прочие джипиересы нам тоже как то не с руки. Качать нефть на итальянском оборудовании по немецким трубам мы научились еще при Брежневе. А вот остальное... Да, как я мог забыть! "Зато мы делаем ракеты!..." . Которые теперь не летают.
Ключевой фактор качества образования - это его востребованность.
Какие самые популярные профессии в современной России? Чиновник, прокурор, полицейский, юрист, экономист государственник, депутат. Они зарабатывают больше любого бизнесмена, не говоря уже об каких-то там ученых или, не дай Бог, врачах-учителях. Плюс у них мигалки, спецпропуска и возможность плевать на законы. Ну конечно, без высшего образования им никуда... К примеру, как вы думаете, чему обучает "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации"? Или "Финансовый университет при Правительстве РФ"? Или "Mеждународный Центр МГУ в Женеве"???
Ясно, что не разрабатывать автомобили, мобильные телефоны и стиральные машины.
Любому молодому специалисту нужен высокопрофессиональный коллектив, в котором он будет работать после окончания ВУЗа. У него есть два варианта: Америка или Газпром. Угадайте с трех раз, куда легче попасть?
Почитайте на сайтах по поиску персонала кого ищут наши российские бизнесмены: «Директор по развитию с хорошими связями в гос. структурах», «Охранник», «Секретарь с презентабельной внешностью»…
Ок. У хорватов, тоже с наукой так себе. Не очень у них с наукой. Но каким-то образом они хотя бы умудряются строить отличные дороги, дома в которых хочется жить, внедрять цифровое телевидение, электронные рецепты и медицинские карты, автоматизировать парковки, сохранять исторические памятники и природу.
2. Социальная нагрузка образования.
Одна из задач образования, на мой взгляд, главнейшая – это обеспечить социальную зрелость общества. Вырастить нормальных граждан страны.
Как с преступностью в Хорватии? Самая низкая в Европе. А в России? Одна из самых высоких в мире. Как там говорил Жванецкий? «Надо начинать с консерватории».
А что с культурой, социальной зрелостью, знанием истории, элементарных основ?
«Сталин многое сделал для страны, нельзя однозначно трактовать его деятельность», «Не нужно ходить на выборы и менять власть. Пусть уж эти сидят, они уже наворовались», «Все беды в России от ее врагов. Нас все ненавидят, особенно проклятые америкосы», "Католики не христиане", «Венецию уничтожили евреи ростовщики», «Утки едят рыбу» и т.д. Вот некоторые высказывания людей «с лучшем в мире высшим образованием», которые приходится периодически слышать или читать.
Я привык судить по результатам. Результаты работы хорватской системы образования мне нравятся существенно больше.